Главная Неврология Трудовая терапия при неврологических заболеваниях

Трудовая терапия при неврологических заболеваниях

Трудотерапия является составной частью в системе восстановительных мероприятий реабилитационного неврологического отделения. Ее следует рассматривать как метод, равноценный другим лечебным процедурам. Более того, трудотерапия в рамках реабилитации играет особенно важную роль.

Трудовая терапия предусматривает систему мероприятий в условиях реабилитационного отделения, а также внебольничные формы в реабилитационной поликлинике, лечебно-трудовых мастерских, трудовое обучение, трудовое устройство. Важным условием является соблюдение преемственности между стационарными и поликлиническими отделениями.

В рамках настоящего пособия остановимся подробнее на вопросах организации и формах трудовой терапии в реабилитационном стационаре.

Важное значение трудовой терапии в процессе реабилитации определяется рядом факторов. Трудовая терапия прежде всего оказывает стимулирующее воздействие на психику больного, способствует воссозданию и перестройке трудовых установок. Это имеет первостепенное значение для социально-трудового приспособления больных, длительно болеющих, имеющих стойкие дефекты тех или иных функций, инвалидизированных.

Перспектива приобщения к трудовой деятельности, несмотря на имеющийся дефект, повышает у больных их эмоциональный тонус, мобилизует волевые качества, приучает к концентрации внимания и способствует активному вовлечению в восстановительный процесс.

Трудовая терапия в условиях реабилитационного учреждения имеет важное социальное значение. В процессе восстановительного лечения осуществляется переобучение и обучение больных, утративших прежнюю специальность доступным по состоянию здоровья профессиям.

Помимо психологического и психотерапевтического значения лечебный труд является мощным фактором, способствующим мобилизации скрытых возможностей организма, активизирующим компенсаторные процессы, которые в свою очередь содействуют восстановлению сложных целенаправленных двигательных актов, лежащих в основе трудовой деятельности у больных с двигательными нарушениями.

Лечебный труд подбирается на основании оценки общего функционального состояния больного, характера имеющегося дефекта, с учетом прежней профессии, а также интересов и наклонностей больного к освоению того или иного рабочего процесса. Важен индивидуальный подбор трудовых операций. При этом целесообразно назначение тех из них, которые обладают наибольшей восстановительной способностью и постепенно вовлекают пострадавшую функцию в трудовой процесс.

Трудовая терапия назначается дозированно как любая другая процедура, осуществляется под наблюдением врача-трудотерапевта, среднего медицинского персонала и трудинструктора. Назначение на трудотерапию делает лечащий врач, подбор трудовых процессов и их дозирование осуществляется совместно с врачом-трудотерапевтом. Перед назначением больного на трудотерапию лечащий врач обязательно проводит с больным беседу о значении труда как лечебного фактора с целью создания у больных заинтересованности в этой форме лечения и перспективы обучения и переобучения в условиях стационара, что облегчает их дальнейшее рациональное трудоустройство.

Наблюдение за состоянием больного во время процедуры ведется средним медицинским персоналом. Обучение трудовым операциям, контроль за их выполнением осуществляет трудинструктор. Эффективность трудотерапии достигается путем составления для каждого больного индивидуальных программ.

В соответствии с указанием лечащего врача медицинская сестра регистрирует такие физиологические показатели, как пульс, артериальное давление в динамике урока трудотерапии. Кроме того, ведется наблюдение за поведением больного в процессе трудотерапии, отмечается его активность, заинтересованность в работе, утомляемость, степень включения пораженной конечности у больных с двигательными нарушениями в выполнении рабочей операции, темп работы и точность ее выполнения. С целью установления степени утомляемости эти показатели определяются в начале и в конце занятия. Помимо клинического наблюдения за больным, для характеристики эффективности трудотерапии используются разные психофизиологические методы.

Применяются различные методы регистрации мышечной работы, темпа мышечных движений, статического усилия, мышечного тонуса: эргография, тонусометрия, миотонография, электромиография и др. Для объективизации динамики психологического состояния больных могут использоваться несложные психологические методики (исследование интеллекта и мышления и др.).

Все клинические наблюдения и данные аппаратных исследований заносятся в специальный дневник индивидуального наблюдения, который дает материал врачу-трудотерапевту для получения общей характеристики больных с целью наиболее рационального применения дифференцированного лечебного труда в лечебно-восстановительном комплексе.

Формы трудовой терапии многообразны. Они дифференцируются и усложняются в соответствии с этапами восстановительного лечения и в зависимости от клинического профиля реабилитационного отделения. Наиболее дифференцированной с последовательным усложнением ее содержания является система трудотерапии для больных с церебральными и спиналь-ными двигательными нарушениями (после инсульта, травмы, инфекции, а также после хирургического вмешательства на головном и спинном мозге).

Для больных с нарушением элементарных двигательных функций конечностей в систему трудотерапии включается обучение самообслуживанию. Роль медсестры в выполнении этого раздела является весьма ответственной. С целью последовательного обучения больного различным дифференцированным по сложности действиям в сфере самообслуживания, а также для регистрации качества их выполнения рекомендуется использовать "тест социально-бытовой активности", разработанный нами совместно с Р. И. Львовой (1973). Этот тест охватывает все стороны быта: утренний туалет, одевание, прием пищи, пользование различными предметами домашнего обихода, легкую домашнюю работу, способность к передвижению, пользование общественным транспортом и др. Восстановление навыков самообслуживания в стационаре осуществляется при помощи специальных учебно-тренировочных стендов с систематизированным набором бытовых приспособлений. Рекомендуется располагать их в порядке постепенного усложнения движений. Оценка производимых действий осуществляется по 6-балльной шкале.

С целью наиболее ранней тренировки профессиональных навыков рекомендуется использование аппаратов-тренажеров, имитирующих различные виды профессиональных движений (пиление, строгание, завинчивание гаек и болтов, работа с дрелью, напильником и др.).

Применение аппаратов-тренажеров, имитирующих различные виды трудовых операций и создающих облегченные условия для включения в труд пораженной конечности на I этапе трудовой терапии, способствуют восстановлению профессионального динамического стереотипа. Целенаправленная психотерапевтическая подготовка больных придает этим занятиям характер трудовой деятельности и рассматривается ими как первый шаг на пути к возвращению к труду.

В трудовой терапии для детей с последствиями церебрального паралича и полиомиелита используются специальные приспособления, разработанные Л. С. Шульцем (1952, 1962) и Р. И. Редькиной (1964, 1965).

Для постинсультных больных с двигательными нарушениями целесообразно применять серию оригинальных тренажеров, предложенных Р. И. Львовой (1973). В отличие от существующих эта серия аппаратов облегчает раннюю тренировку трудовых навыков в палате для больных, которые в силу своего заболевания еще не могут свободно передвигаться и работать в мастерских. Указанные аппараты-тренажеры позволяют постепенно усложнять трудовые операции с вовлечением тонких координированных движений, дозировать физическую нагрузку и улавливать динамику в процессе лечения путем автоматической регистрации количества движений и силы напряжения. Работа на аппаратах-тренажерах вначале осуществляется под наблюдением медицинской сестры, которая помогает больным в освоении правильного выполнения задания и одновременно обеспечивает снятие показателей счетчика. По мере освоения навыков работы на тренажерах больные занимаются на них самостоятельно. Аппараты-тренажеры применяются на первом и втором этапах восстановительного лечения. Назначение трудовых упражнений строго дифференцировано в соответствии с задачей последовательной тренировки различных мышечных групп. На III этапе по мере восстановления элементарных двигательных функций в условиях стационара больным предлагаются более сложные виды работ, требующих активного сокращения наиболее пострадавших мышечных групп (работа клещами, плоскогубцами, ножницами, различные виды сборочных, плетеночных, картонажных работ). Эти работы производятся в кабинете трудотерапии под наблюдением трудинструктора.

Заключительным этапом трудотерапии в условиях стационара является работа в трудовых мастерских при реабилитационном центре, где больные работают на столярных, слесарных станках, обучаются работе на швейных, пишущих машинках и т. д.

Для восстановления функции движения верхних конечностей, в частности кисти, применяют различные виды труда: плетение, шитье, шлифовку, столярные и слесарные работы. Для развития движений в нижних конечностях используются земляные работы с лопатой, на ножной пиле, ножной швейной машине. В случаях тяжелого поражения функции нижних конечностей больные приспосабливаются к сидячему ручному труду.

Трудовая терапия применяется в комплексе восстановительного лечения последствий травм периферических нервов верхних конечностей. Методика, разработанная Л. А. Ласской, Г. А. Павловой, Р. М. Голубковой, позволяет дифференцировать трудовые операции при поражении отдельных нервов. При поражении срединного нерва трудотерапия направляется на развитие сгибания пальцев. С этой целью больным предлагается работа, связанная с удерживанием и сборкой мелких деталей, работа стамеской, долотом и др.

Восстановление функции лучевого нерва обеспечивается тренировкой разгибания кисти и пальцев, и отведения I пальца. Это достигается путем выполнения таких трудовых операций, как связывание ниток, складывание конвертов, печатание на машинке, работа рубанком, напильником и др.

При поражении локтевого нерва рабочие операции предусматривают разведение четвертого и пятого пальцев и разгибание в межфаланговых суставах. Эти функции тренируются при выполнении плетеночных работ, вязании, кройке, лепке из пластилина и т. п.

Больные без двигательных нарушений используются на таких работах, которые позволяет их клиническое состояние с учетом имеющейся профессии и желания. Этим больным показан труд на воздухе: уборка территории, окапывание и посадка цветов, кустов, земляные работы с лопатой, граблями и т. п.

Таким образом, назначение трудовых процессов дифференцируется по характеру клинического дефекта с учетом последовательности тренировочной нагрузки на различные мышечные группы. Обеспечение правильного выполнения такой последовательности лежит на обязанности медсестры.

С целью повышения эффективности трудотерапии последняя на всех этапах проводится в сочетании с психотерапией (рациональная психотерапия, внушение, самовнушение, групповая психотерапия). Нами и нашими сотрудниками - В. А. Киселевым и Р. И. Львовой (1973) - разработана методика сочетания трудотерапии с суггестивной психотерапией (внушение и самовнушение в бодрствующем состоянии). Формулы внушения направлены на ощущения покоя, сосредоточенности, ровного дыхания и сердцебиения, уверенности в успешном выполнении трудового задания, отсутствия утомления.

В процессе трудотерапии используется потенцирующее и опосредующее действие психотерапии. Отмечаются и демонстрируются положительные результаты лечения у одних больных, что способствует повышению заинтересованности в работе у других. Используется стимулирующий эффект соревнования между больными в освоении трудовых навыков. Групповые занятия способствуют развитию дружеских контактов между больными, создают атмосферу так называемого психотерапевтического климата.

В комплекс урока трудовой терапии больным с двигательными нарушениями рекомендуется включать также идеомоторную тренировку трудовых операций, которая облегчает выполнение сложных целенаправленных действий больным. При этом больному предлагается закрыть глаза и мысленно представить выполнение заданной трудовой операции. Продолжительность урока трудотерапии для больных с двигательными нарушениями 1,5 - 2 ч, с отдыхом через 10 -15 мин. Во время отдыха рекомендуется проведение дыхательных упражнений, комплекс упражнений на активное расслабление мышц, а для больных с пора-жением периферических нервов - самомассаж, проводимый здоровой рукой с целью улучшения местного крово- и лимфообращения.

Следует подчеркнуть, что правильно организованная система лечебного труда при восстановительном лечении неврологических больных способствует их полноценной социальной и трудовой реабилитации.

Заключая эту главу следует подчеркнуть то многообразие функций, выполнение которых лежит на обязанности среднего медицинского персонала реабилитационного отделения. Выполнение программы реабилитационных мероприятий значительно расширяет круг деятельности медсестер по уходу за больными по сравнению с обычными стационарными неврологическими отделениями. Понимание всей ответственности задачи реабилитационного направления в медицине, расширение своего кругозора, овладение смежными специальностями и методиками делает медицинских сестер верными помощниками врача при выполнении очень трудоемкой, но гуманной и общественно полезной работы, какой является реабилитация больных и инвалидов.

Демиденко Т. Д., Гольдблат Ю. В.

"Трудовая терапия при неврологических заболеваниях" и другие материалы по реабилитации в неврологии

Читайте также в этом разделе:

Яндекс.Метрика
©Эффективная медицина
2004-2021