Главная Неврология Лечебная физкультура и аутогенная тренировка в резидуальном периоде мозгового инсульта

Лечебная физкультура и аутогенная тренировка в резидуальном периоде мозгового инсульта

Для увеличения волевой активности в процессе лечебной гимнастики используется психотерапевтическое стимулирование в виде аутогенной тренировки, которая проводится методистом параллельно с занятиями лечебной гимнастикой.

Аутогенная тренировка строится в соответствии с этапами лечебной физкультуры в системе реабилитации больных.

  • I период - основной, его задачей является обучение больных активному расслаблению мышц.
  • II период - использование идеомоторных движений в аутогенной тренировке с целью локализованного воздействия на изолированные мышечные группы на фоне общего расслабления мышц.
  • III период - использование идеомоторных движений с целью активизации больных и способствование овладению ими навыками правильной ходьбы и самообслуживания.

В первом периоде занятия проводятся групповым методом 2 раза в день. В первую половину дня методистом лечебной физкультуры, во вторую - при помощи записи, которая передается по ретранслятору.

Аутогенная тренировка применяется в качестве подготовительного мероприятия для обучения больных активному расслаблению мышц.

I этап

Задачи: вызвать ощущение тяжести в здоровой руке (I и II сеансы).

Текст формулы самовнушения - вводная часть:

  1. Сделайте глубокий вдох.
  2. Дышите ровно, спокойно.
  3. Глаза закрыты.
  4. Расслабить все мышцы.

Основная часть:

  1. Я спокоен.
  2. Я совершенно спокоен.
  3. Меня ничто не тревожит.
  4. Все мышцы моего тела расслаблены, руки и ноги приятно расслабляются.
  5. Все мое тело, руки и ноги приятно отдыхают.
  6. Я спокоен.
  7. Я совершенно спокоен.
  8. Я чувствую приятную тяжесть в здоровой руке.
  9. Здоровая рука стала тяжелой.
  10. Я совершенно спокоен.

Заключительная часть:

  1. Сделайте глубокий вдох.
  2. Дышать спокойно.
  3. Тяжесть руки и ног проходит.
  4. Сохраняется ощущение тепла и расслабленности мышц.
  5. Сохраняется ощущение полного покоя.
  6. Вы чувствуете себя хорошо.
  7. Открыть глаза.

II этап

Задачи: вызвать ощущение тяжести и тепла в здоровой руке (III -VI сеансы).

Вводная часть та же, что на первом этапе.

Основная часть:

  1. Я спокоен.
  2. Я совершенно спокоен.
  3. Меня ничто не тревожит.
  4. Все мышцы моего тела, рук и ног приятно расслабляются.
  5. Все мое тело, руки, ноги приятно отдыхают.
  6. Я спокоен.
  7. Я совершенно спокоен.
  8. Я чувствую приятную тяжесть в здоровой руке.
  9. Здоровая рука стала тяжелой.
  10. Я совершенно спокоен.
  11. Я расширяю сосуды в здоровой руке.
  12. Кровеносные сосуды расширились.
  13. Я чувствую приятное тепло в здоровой руке.
  14. Горячая кровь согрела руку.
  15. Здоровая рука стала горячей.
  16. Я совершенно спокоен. Заключительная часть та же, что на I этапе.

III этап

Задачи: вызвать ощущение тяжести и тепла в здоровой ноге на фоне расслабления здоровой руки (VII -X сеансы).

Вводная часть та же, что на I этапе.

Основная часть:

  1. Я спокоен.
  2. Я совершенно спокоен.
  3. Меня ничто не тревожит.
  4. Все мои мышцы тела, рук и ног приятно расслабляются.
  5. Все мои мышцы приятно отдыхают.
  6. Я совершенно спокоен.
  7. Моя здоровая рука стала тяжелой.
  8. Кровеносные сосуды расширились.
  9. Горячая кровь согрела мою здоровую руку.
  10. Я спокоен.
  11. Я совершенно спокоен.
  12. Я чувствую приятную тяжесть в здоровой ноге.
  13. Здоровая нога стала тяжелой;
  14. Я совершенно спокоен.
  15. Я расширяю сосуды в здоровой ноге.
  16. Кровеносные сосуды расширились.
  17. Горячая кровь согрела здоровую ногу.
  18. Здоровая нога стала теплой.
  19. Я спокоен.
  20. Моя здоровая рука и здоровая нога - тяжелые и теплые.
  21. Я совершенно спокоен. Заключительная часть та же, что на I этапе.

IV этап

Задачи: вызвать ощущения тяжести и тепла в больной руке на фоне расслабленных здоровых конечностей (XI-XIV сеансы).

Вводная часть та же, что на I этапе.

Основная часть:

  1. Я спокоен.
  2. Я совершенно спокоен.
  3. Меня ничто не тревожит.
  4. Все мои мышцы приятно расслаблены.
  5. Все мое тело, руки, ноги приятно отдыхают.
  6. Я совершенно спокоен.
  7. Я чувствую приятную тяжесть в здоровой руке и здоровой ноге.
  8. Здоровая рука и здоровая нога стали тяжелыми.
  9. Я совершенно спокоен.
  10. Кровеносные сосуды расширились.
  11. Я чувствую приятное тепло в здоровой руке и здоровой ноге.
  12. Горячая кровь согрела здоровые руку и ногу.
  13. Я совершенно спокоен.
  14. Я чувствую приятную тяжесть в больной руке.
  15. Больная рука стала тяжелой.
  16. Я совершенно спокоен.
  17. Я расширяю сосуды в больной руке.
  18. Кровеносные сосуды расширились.
  19. Я чувствую приятное тепло в больной руке.
  20. Горячая здоровая кровь согрела больную руку.
  21. Больная рука стала горячей.
  22. Я совершенно спокоен. Заключительная часть та же, что на I этапе.

V этап

Задачи: вызвать ощущения тяжести и тепла в больной ноге на фоне расслабленных здоровых конечностей и паретичной руки (XV -XX сеансы).

Основная часть:

  1. Я спокоен.
  2. Я совершенно спокоен.
  3. Меня ничто не тревожит.
  4. Все мои мышцы приятно расслаблены.
  5. Мое тело, руки и ноги приятно отдыхают.
  6. Я совершенно спокоен.
  7. Я чувствую приятную тяжесть в больной руке.
  8. Больная рука стала тяжелой.
  9. Я совершенно спокоен.
  10. Я расширяю сосуды в больной руке.
  11. Кровеносные сосуды расширились.
  12. Я чувствую приятное тепло в больной руке.
  13. Горячая кровь согрела больную руку.
  14. Я совершенно спокоен.
  15. Я чувствую приятную тяжесть в больной ноге.
  16. Больная нога стала тяжелой.
  17. Я совершенно спокоен.
  18. Я расширяю сосуды в больной ноге.
  19. Кровеносные сосуды расширились.
  20. Я чувствую приятное тепло в ноге.
  21. Горячая кровь согрела больную ногу.
  22. Я совершенно спокоен.
  23. Все мышцы тела, рук и ног расслаблены.
  24. Мои руки и ноги - тяжелые и теплые.
  25. Я совершенно спокоен. Заключительная часть та же, что на I этапе.

Во II и III периодах тренировка проводится индивидуальным методом. Формулы самовнушения разрабатываются индивидуально для каждого больного в зависимости от функционального состояния мышц паретичных конечностей. Во II периоде последовательность воображаемых движений соответствует последовательности движений, применявшихся в лечебной физкультуре. Начинается и кончается тренировка активным расслаблением всех мышц. Во время тренировки предусматривается чередование напряжения и расслабления определенных групп мышц. Расслабление дается перед движением, требующим расслабления группы мышц, только что выполнивших движение.

Например:

  1. Я мысленно могу сжать пальцы в кулак.
  2. Теперь я расслабляю мышцы руки.
  3. Все мои мышцы расслаблены.
  4. Ощущение стягивания пальцев исчезло и я могу свободно выпрямить пальцы, развести, соединить их, даже противопоставить I палец второму, третьему, четвертому, пятому.

В III периоде, так же как и во II, занятие начинается и заканчивается полным расслаблением мышц.

Воображаемые задания и указания по выполнению того или иного движения должны соответствовать заданиям и указаниям, включавшимся в урок лечебной физкультуры.

При наличии у больного всех активных движений целесообразно применять аутогенную тренировку на тему "рука, нога сильная", где формулы самовнушения силы мышц должны чередоваться с формулами расслабления.

Демиденко Т. Д., Гольдблат Ю. В.

"Лечебная физкультура и аутогенная тренировка в резидуальном периоде мозгового инсульта" и другие материалы по реабилитации в неврологии

Читайте также в этом разделе:

Яндекс.Метрика
©Эффективная медицина
2004-2020