Главная Гинекология Психологичесая подготовка беременных к родам

Психологичесая подготовка беременных к родам

Основные правила психопрофилактической подготовки:

  1. Психопрофилактическая подготовка не является самостоятельным методом, а осуществляется в комплексе с физической подготовкой беременных.
  2. Подготовку должна пройти каждая беременная, состоящая на учете.
  3. Психопрофилактику наряду с физической подготовкой следует начинать с первого посещения беременной консультации и завершать за 7-10 дней до родов.
  4. Первое занятие проводит врач индивидуально, последующие 5 занятий может проводить специально обученная акушерка групповым методом.
  5. Недопустимо сокращение числа занятий; сочетание занятий по психопрофилактической подготовке с занятиями в "Школе матерей" и "Школе отцов".

По данным И. 3. Вельвовского, характерными ошибками психопрофилактической подготовки являются:

  1. подготовка "залпом" (проведение 5-6 занятий подряд на протяжении 5-10 дней);
  2. "сокращенная" подготовка (занятия подменяются обычной беседой врача с беременной при очередном посещении ею женской консультации или подготовка ограничивается 2-3 занятиями);
  3. отвлеченные лекции при отсутствии практического показа соответствующих моментов подготовки (упражнений);
  4. неправильные общие установки относительно характера ожидаемых переживаний в родах, нарушение лечебно-охранительного режима в женской консультации.

Первое занятие проводится при первом посещении беременной женской консультации. Цель занятия - установить психологический контакт между врачом и беременной, выяснить отношения в семье, условия быта и труда, ознакомиться с особенностями личности беременной и ее отношением к беременности и родам (желанна ли беременность, какие опасения есть у беременной, какая социально-правовая помощь ей нужна).

Второе занятие. План:

  1. Гигиена беременной во II и III триместрах.
  2. Анатомо-физиологические особенности женского организма (строение половых органов, менструация, зачатие, развитие беременности).
  3. Периоды родов (краткая характеристика).
  4. Роды как безболезненный или малоболезненный физиологический акт.

Третье занятие. Подготовка к первому периоду родов. План:

  1. Признаки начала родов.
  2. Схватки и механизм раскрытия шейки матки.
  3. Первый прием обезболивания - углубленное дыхание. Значение дыхания во время родов.
  4. Второй прием обезболивания - поглаживание живота и потирание поясницы.
  5. Третий прием - прижатие "точек обезболивания".
  6. Другие наставления по управлению родами: а) усиление схваток при ходьбе; б) наблюдение за схватками по минутам и бодрствование в первом периоде родов.
  7. Обучение приемам обезболивания и обоснование их действенности.

Акцентируют внимание беременных на том, что отхождение вод даже при отсутствии ощутимых схваток является показанием для экстренного поступления в родильный дом. Обучение приемам обезболивания должно сопровождаться их демонстрацией. Особенно важно научить беременную правильно дышать (длительный вдох носом и короткий выдох ртом). Для этого рекомендуют выполнять упражнения ежедневно утром в течение 3-5 мин, лежа в постели.

Наряду с выполнением комплекса лечебной гимнастики необходимо 3-4 раза в день заниматься и дыхательной гимнастикой.

Упражнения удобно выполнять, лежа на полужесткой кушетке. Если в кабинете нет кушеток, упражнения делаются в положении сидя.

Четвертое занятие. Подготовка ко второму периоду родов. План:

  1. Признаки наступления второго периода родов.
  2. Механизм периода изгнания.
  3. Обучение проведению второго периода родов: а) тренировка в проведении потуги; б) поведение в момент выведения головки.
  4. Послеродовой период.

Главная цель занятия - обучить женщину смыканию голосовой щели и длительной задержке дыхания во время потуги, так как часто роженица "тужится в щеки". Давление в грудной клетке и брюшной полости при этом не увеличивается, что делает потугу неэффективной. Акцентируют внимание беременных на необходимости полноценного отдыха между потугами, что достигается полным расслаблением мышц рук, ног и тазового дна.

Пятое и шестое занятия. "Установка на родильный дом". Как и все предыдущие, эти занятия начинаются с осмотра каждой беременной врачом-гинекологом. Врач и акушерка подытоживают результаты наблюдения, подтверждая нормальное развитие беременности и правильное ее течение. Констатируя, что беременная хорошо усвоила подготовку, делают вывод о том, что роды должны иметь благоприятное течение, а следовательно, быть безболезненными. План:

  1. Последовательное описание обстановки родильного дома и тех процедур, которые проходит роженица.
  2. Отправление основных физиологических потребностей в родах (опорожнение мочевого пузыря и кишечника).
  3. Акушерское наблюдение в родах.
  4. Радость материнства и взаимоотношения с персоналом родильного дома.

Последние пять занятий целесообразно проводить в период дородового отпуска.

С 17-й до 31-й недели беременности женщина должна посещать "Школу матерей".

Занятия беременных в "Школе матерей" см. далее.

Пoд peд. В. Радзинского

"Психологичесая подготовка беременных к родам" и другие статьи из раздела Женская консультация

Читайте также в этом разделе:

Яндекс.Метрика
©Эффективная медицина
2004-2024

Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и не являются публичной офертой. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. ООО «ТН-Клиника» не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на данной странице.

ЕСТЬ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, ПОСОВЕТУЙТЕСЬ С ВРАЧОМ