ПРИСЯГА ВРАЧА

ПРИСЯГА ВРАЧА - торжественные обеты, клятвы были обязательным атрибутом ритуала посвящения во врача у многих древних народов. При большом разнообразии форм все они имели сходные нравственные ориентиры и критерии должного поведения: врачи выражали благодарность богам за помощь в исполнении своего долга, учителям за переданные знания и опыт, брали обязательства не причинять вред больному своими действиями, соблюдать врачебную тайну, признавать свои ошибки, следовать рекомендациям более опытных врачей и т. д. Имелись и значительные различия. Так, клятва врачей Др. Индии содержала отказ лечить тех, кто находится при смерти, "кого ненавидит властитель, или кто ненавидит властителя, кого ненавидит народ, или кто ненавидит народ", а также преступников, больных из низших каст. На протяжении св. 2 тыс. лет наиболее известным мед. деонтологическим документом являлась "Клятва Гиппократа" - свод правил поведения врачей Косской школы, к которой принадлежал и Гиппократ. Записана "Клятва Гиппократа" впервые ок. 300 до н.э. в Александрии. В ней обращено внимание на вопросы должного отношения врача к больному, к его родственникам, к своим учителям и коллегам. Переведённая на лат. язык, "Клятва Гиппократа" стала основой мн. последующих обязательств, клятв, принимавшихся выпускниками мед. ф-тов университетов, создание которых началось в Европе в 12 в. Первым переводчиком "Клятвы Гиппократа" с греч. на рус. язык был М.Я. Мудров. Многие из переведённых отрывков были включены им в речь, произнесённую при открытии мед. факультета после пожара Москвы 1812. Университетским уставом 1804 предусматривалось подписание профессорами Моск. ун-та спец. "Клятвенного обещания". Никакой связи с "Клятвой Гиппократа" это обещание не имело; оно содержало ряд деонтологических правил, обязательных для профессоров всех ф-тов университета. В 1845 имп. указом был утверждён Врачебный устав, один из параграфов которого гласил: "Получивший учёно-практическую мед. степень обязан подписать "Факультетское обещание", которое прочитывается ему деканом мед. факультета или учёным секретарём Академии. "Факультетское обещание" припечатывается на обороте диплома". Торжественное произнесение "Факультетского обещания" входило в ритуал празднеств, посвященных ежегодным выпускам врачей, подготовленных мед. факультетами Моск., Киевского, Казанского и др. рос. ун-тов. Сравнительный анализ "Клятвы Гиппократа" и "Факультетского обещания" рус. врачей показывает, что в античном документе на 1-е место выдвигался теургический способ регулирования поведения врачей и ставилась проблема ответственности перед богами (Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями). Далее следовали обязательства перед "учителями во врачебном искусстве", которых молодой врач обещал почитать наравне со своими родителями; обещания, отражающие семейный, ремесленный характер обучения врачей. И только затем следовал ряд обязательств по отношению к больному: не причинять вреда и несправедливости, не давать смертельного средства (проблема эвтаназии), не вручать женщине абортивного пессария, не производить камнесечения (проблема специализации). Завершалась "Клятва" обещанием хранить врачебную тайну и нерушимо выполнять своё торжественное обещание перед богами. "Факультетское обещание" на 1-е место ставило обязательство "ничем не омрачать чести сословия", в которое вступил молодой врач, а завершалось др. корпоративными обязательствами: "быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицеприятия", в важных случаях прибегать к советам врачей, более сведущих и опытных, "отдавать справедливость их заслугам и стараниям". Нарушение "Клятвы" наказывалось в Др. Греции сурово и неотвратимо. Нарушение "Факультетского обещания" в дореволюционной России не влекло за собой никаких юридических и административных последствий. "Суды чести", где предполагалось разбирать деонтологические нарушения, как правило, не были созданы. После Окт. революции 1917 было отменено и само "Факультетское обещание".

На Западе до сер. 19 в. торжественные акты выпуска молодых врачей завершались обычно произнесением клятв, обетов, молитв, близких по содержанию к "Клятве Гиппократа", но отражающих специфику той или иной мед. школы. В 1947 была создана международная неправительственная организация - Всемирная мед. ассоциация (ВМА). Этой организацией в 1948 была подготовлена "Женевская декларация", которая, по мнению её составителей, должна была стать современной "Клятвой Гиппократа". "Я не позволю, чтобы религия, национализм, расизм, политика или социальное положение оказывали влияние на выполнение моего долга", - гласит одна из статей этой декларации, принятой большинством стран мира. Советский Союз членом этой международной организации не был; до конца 60-х гг. в СССР продолжали обходиться без к.-л. торжественных обязательств врачей.

В 1992 по инициативе Минздрава РФ была проведена работа по составлению текста "Обещания врача России". За основу Обещания были взяты тексты "Клятвы Гиппократа" и "Факультетского обещания российских врачей". В 1999 Гос. дума приняла закон о внесении изменений в ст. 60 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, в соответствии с которым лица, окончившие высшие мед. образовательные учреждения, при получении диплома дают клятву врача; содержание клятвы врача имеет те же истоки, что и "Обещание врача".

Пoд peд. B. Бopoдyлинa

ПРИСЯГА ВРАЧА и др. медицинские термины...

Яндекс.Метрика
©Эффективная медицина
2004-2022